13:49 Спикер под "прицелом" | |
Дважды
спикер Верховной рады, «пророссийский политик» Владимир Литвин
позиционирует себя эдаким арбитром, миротворцем, находящимся над дракой
ключевых игроков. И уже пообещал избирателям, что не будет
рассказывать, что «все свиньи» И уже пообещал избирателям, что не будет рассказывать, что «все свиньи», а он один «хороший», потому что «тогда люди будут думать, что ты хочешь занять место свиней». Рассказом об этом, пожалуй, наиболее загадочном и немного зловещем кандидате на пост главы Украины газета ВЗГЛЯД продолжает серию материалов об «охотниках за булавой». У Владимира Литвина – классического представителя властной элиты времен Леонида Кучмы – за внешней мягкостью и податливостью кроется жесткий и требовательный характер. Он одновременно «носит» и рубаху нараспашку, и сюртук «серого кардинала», и парик Талейрана, и манишку Меттерниха.
На публике и в общении с журналистами он – воплощение демократизма и толерантности. Искренний и ранимый Литвин производит впечатление чуть ли не единственного приличного человека в современной украинской политике. Вот только люди, работавшие с ним в администрации Кучмы, говорят, что это ловкая маска. И рассказывают об авторитарности Владимира Михайловича, его злопамятности, жесткости и умении плести такие закулисные интриги, которые, по словам его оппонентов, привели не к одной загадочной смерти многих недоброжелателей политика. Впрочем, это лишь кулуарные слухи. К тому же даже заклятые недруги спикера утверждают, что Литвин – глава администрации президента Кучмы и Литвин – председатель Верховной рады – это два совершенно разных человека. Или две разные маски.
Третья сила
Как-то, в одном из интервью, на вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД, как часто спикеру Литвину приходится лгать, он ответил: «У нас в политике не лгут, а идут на компромисс. Это так называется. Поэтому я думаю, что любой политик на такой вопрос ответит, что он поступал компромиссно. Что до меня, то я всегда пытаюсь найти основу, вокруг которой можно консолидировать людей».
И добавил: «Главное – оставаться человеком. Свободно ходить по улицам и не слышать проклятий в спину».
Еще услышит. Спикер Верховной рады и лидер Народной партии 16 июля заявил о твердом решении побороться за пост президента. Своими мотивами он назвал то, что «стране нужно дать новый, понятный и приемлемый курс, нужно решительно навести порядок». По словам политика, «сегодня должны объединиться все люди, которые понимают свою ответственность за своих детей, за свои семьи и за свою страну». Центром объединения, естественно, он видит себя.
На протяжении нескольких последних лет Литвин старается позиционировать свою партию и свой блок «гаванью спокойствия» для той части электората, что ищет в политике компромисса и стабильности. А поэтому даже не пытается ввязаться в бой с оппонентами, попросту игнорируя их:
«Раньше, в период Средневековья, завоеванные города отдавали солдатам на несколько дней на разграбление. Сегодня страну фактически отдали на откуп невеждам и очень неискренним людям, которые рассматривают ее территорию как сферу приложения своего бизнеса. При этом они очень хорошо усвоили демократическую риторику. Я уже убедился на практике: чем больше политики употребляют слова «демократия», «евроинтеграция», «транспарентность», тем глубже у них в душе укоренился кондовый, извините уж за такое слово, тоталитаризм. Они просто не знают, как убедить людей. Вместо того чтобы воодушевлять собственным примером и знаниями, они норовят утвердить свое превосходство криком, это верный признак отсутствия аргументов. Интересная деталь: выдающиеся вожди, и особенно тираны, всегда говорили очень тихо, и в этом был глубокий смысл. Окружающие должны были предельно сконцентрироваться и ловить каждое слово, каждое дыхание вождя. Сейчас же все стараются друг друга перекричать».
Эксперты заявляют, что Литвин, очевидно, и в этот раз рассчитывает на роль миротворца, третьей прагматической политической силы, которая может объединить Запад и Восток, элиту и общество.
«Я думаю, что у Литвина есть шансы посоперничать, поскольку он выглядит, с одной стороны, как компромиссная фигура, а с другой стороны, он каждый раз неожиданно появляется, как Феникс. Помните его участие в кампании по выборам в Верховный совет? Блоку Литвина тогда никто не прочил победу, а он набрал определенное число голосов», – полагает директор Европейского института политической культуры Александр Булавин.
«В принципе, сам по себе Литвин – это не лучший выбор для Украины, поскольку это будет еще один президент – выходец из сельской среды. А, как показала история независимой Украины, если выходец из села президент – никакого успеха в стране не будет», – резюмирует политолог.
Первое место работы – КГБ
Владимир Литвин действительно родился в простой сельской семье на Житомирщине. И все его комплексы, как и положительные качества, оттуда. «Нам с братьями мама всегда говорила: «Если не будете учиться, останетесь в селе – бычкам хвосты крутить. Это был стимул, чтобы корпеть над учебниками», – часто вспоминает Владимир Михайлович, что очень любит возить к себе домой журналистов, поить всех «не казёнкой, а настоящим, домашним самогоном».
В Киев, по его собственным словам, он приехал, имея в кармане 20 рублей. Сдал экзамены в университет и сразу нашел работу. Трудовая книжка начинается такой записью: Комитет Государственной безопасности при Совете Министров Украинской ССР. Зачислен на должность сторожа детского заведения номер такой-то. Это был детский садик КГБ в Зализнычном районе.
Уже будучи доцентом университета, Литвин работал сторожем, грачевал, подметал улицы. Одно время с бывшим первым вице-спикером Верховной рады Адамом Мартынюком по очереди «сторожил объект». Числился также на Киевском заводе художественного стекла, на станции «Киев-товарная», на «холодильнике» – мясо там разгружал… » До прихода на высшие ветви власти оставался год.
Литвин познакомился с Леонидом Кучмой, когда тот работал в Украинском союзе промышленников и предпринимателей. Кучма пригласил Литвина, который в то время писал разного рода комментарии, публиковал свои политологические и аналитические выкладки в СМИ, выступить перед членами этого союза.
О тех временах сам спикер вспоминает так: «На президентских выборах я не входил в команду Кучмы, тем не менее еще задолго до них опубликовал в прессе прогноз, что именно он станет будущим президентом, несмотря на то что практически все отдавали преимущество Леониду Кравчуку. Когда Кучма победил-таки, Александр Разумков (в то время первый помощник президента Украины) пригласил меня в президентскую команду работать, а собственно главой администрации я был с 2000-го по 2002 год, когда прошли выборы в Верховную раду Украины».
Тогда же Литвин, по его словам, увидел, что представляет из себя «реальная политика»: «Могу сказать, что это явление – политика в украинском измерении – вообще малопривлекательно; как правило, в ней действуют двойные, тройные стандарты. В большинстве своем отечественные политики стараются компенсировать собственную некомпетентность и неполноценность интригами, а еще украинским политикам присуще неумение держать слово, необязательность, лживость. Это одна из причин того, что мы не можем выбраться из заколдованного круга, встать на путь непоказного развития. К сожалению, могу констатировать: почти все наши политики – тяжкий груз, камень на шее Украины».
И Литвин решил стать одним из таких «камней на шее Украины»…
«Тогда он был абсолютно незаметен, небросок и неярок, типичный аппаратчик с папкой под мышкой и тусклым взглядом», – в свою очередь, вспоминает директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин.
И этому «серому кардиналу», по свидетельству очевидцев, Кучма безоговорочно доверял.
Пленки майора Мельниченко
В конце 2000 года были обнародованы аудиозаписи, сделанные бывшим офицером охраны президента Николаем Мельниченко, на которых якобы Литвин, Кучма и глава МВД Юрий Кравченко обсуждают возможность устранения оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе.
Как известно, Гонгадзе исчез 16 сентября 2000 года. В ноябре того же года в лесу Киевской области был обнаружен обезглавленный труп, который, по выводам экспертов, мог принадлежать журналисту. В сентябре 2002 года Мельниченко обратился к генеральному прокурору Святославу Пискуну с просьбой возбудить уголовное дело против Кучмы, Литвина и Кравченко. В 2008-м трое бывших сотрудников МВД были признаны виновными в убийстве журналиста, а еще один обвиняемый – их начальник Алексей Пукач – был задержан 21 июля. По словам следователей, он заговорил и якобы назвал заказчиков убийства. Поскольку имена не оглашаются, снова заговорили о Литвине.
Тут же всплыл Николай Мельниченко. Бывший майор госохраны уверен: арест Пукача дает Ющенко шанс победить на президентских выборах и должен повлиять на привлечение к уголовной ответственности Литвина.
«На крючке у генпрокуратуры и тех, кто на нее влияет, окажутся известные политики, в том числе кто-то из кандидатов в президенты и их потенциальные спонсоры», – комментирует происходящее народный депутат Анатолий Гриценко.
Сам Литвин, по крайней мере на публике, демонстрирует олимпийское спокойствие. «Я, как и все, заинтересован в том, чтобы истина в этом деле была установлена. Но только не «истина под политический момент», как это не раз было в украинской практике. Надеюсь, что следствие будет объективным и всесторонним», – подчеркнул Литвин.
Ранее в одном из интервью корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Владимир Михайлович говорил: «Поверьте, я как никто заинтересован, чтобы тайное наконец стало явным, хотя мне кажется, – нет, я в этом убежден! – что осталось еще много влиятельных людей, которые не хотят, чтобы правда вышла наружу. Давайте говорить откровенно, неужели Леонид Кучма, имей он к исчезновению Георгия Гонгадзе малейшее отношение, не нашел бы, как эту тему закрыть? Неужели он, будучи президентом до 2004 года, не смог бы назначить виновных? А разве я поехал бы в Брюссель, в Страсбург, в Америку, если бы чувствовал за собой какой-нибудь грех? Зачем, спрашивается, мне рисковать? Я ко всему этому отношусь спокойно – жизнь в конце концов всех рассудит».
Однако вряд ли можно чувствовать себя спокойным политику, которого в разгар президентской гонки считают одним из заказчиков убийства Георгия Гонгадзе.
Неоранжевый герой оранжевой революции
# {ussr}По версии Литвина, его чуть ли не насильно заставили стать первым номером прокучмовского политического блока «За единую Украину!», который журналисты тут же окрестили блоком «За еду!». Они, понятное дело, выборы выиграли, а потом Литвина первый раз избрали спикером Рады.
И вот тут-то, по мнению тех, кто близко знал главу администрации Кучмы, он изменился. Причем радикально. «Видимо, он многое для себя переосмыслил: жизненные приоритеты, цели, и в результате какого-то позитивного давления стал поступать более нравственно, чем, наверное, он сам предполагал», – утверждает Дмитрий Выдрин.
Ставленник Кучмы повел в Раде собственную игру. Президент злился и даже начал с телеэкрана рассказывать анекдоты о мальчике Вольдемаре, которого очень хвалили немецкие фашисты за то, что подносил им снаряды.
В итоге во время президентской кампании 2004 года, по мнению экспертов, именно Литвин сыграл решающую роль в мирном разрешении конфликта между Виктором Януковичем и Виктором Ющенко. В ноябре он организовал чрезвычайное заседание парламента, на котором результаты второго тура выборов были признаны недействительными, после чего было назначено переголосование, или третий тур выборов. Уже в декабре Литвин был награжден званием Героя Украины.
«Если бы я повел себя тогда иначе, сегодня мы вряд ли могли бы общаться. Боюсь это утверждать, но в Украине вспыхнула бы гражданская война, и в том, что такой сценарий удалось предотвратить, весомая заслуга Верховной рРады. Это был единственный легитимный институт государственной власти, который в то время действовал», – вспоминает Литвин.
Ровно через год после революции, сидя в своем кабинете и не собираясь принимать участия в каких-либо торжествах, спикер Рады заявил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД: «Ожидания от любой революции всегда завышены, а результаты, как правило, получаются заниженными. Мы не стали исключением».
Сбитый летчик и Птица Феникс
# {portret}Тогда Литвин даже не предполагал, что может проиграть очередные выборы в Раду. Во время парламентских выборов в марте 2006 года Литвин возглавлял народный блок Литвина «Мы», который позиционировал себя как «объединяющая сила раздробленной политическими распрями Украины», но набрал всего 2,44% голосов. Литвин оказался морально не готов к провалу. Как искренне признался спикер, он чувствовал себя «сбитым летчиком».
За тем, что происходит в политике, бывший спикер с грустью наблюдал из кабинета вице-президента Украинской академии наук и уже в сентябре 2006-го заявил, что его Народная партия примет участие в президентской кампании, равно как и во всех других политических кампаниях. И шанс показать себя появился достаточно скоро.
2 апреля 2007 года Ющенко подписал указ о досрочном прекращении полномочий Верховной рады. Сроки проведения досрочного голосования впоследствии неоднократно переносились, однако 30 сентября голосование состоялось, и Блок Литвина с 20 штыками оказался в парламенте.
«Мне начали дружно звонить. Те люди, которые забыли меня. В том числе наши украинские вожди. Начали звонить и рассказывать, что мы вместе, в одной команде, в одной лодке. На что я отвечал: «Может, мы и в одной лодке, но грести за вас я не буду». Знаете, 30 сентября (в день выборов. – Прим. ред.) я поступил следующим образом: в 10 часов выпил снотворное и уснул. Проснулся утром. И когда увидел, что за воротами топчутся гости, то понял, что результат положительный».
Позже, после неудачного «царствования» в парламенте молодого Арсения Яценюка, Литвин снова занял свое спикерское кресло. И начал жаловаться:
«Людям, профессионально занимающимся политикой, приходится платить за это очень большую цену. Увы, постепенно они теряют связь с близкими, если хотите, теряют детей, которые вырастают, почти не видя отца».
Между тем у него хватает времени на ежедневное плавание, а также на футбол, в который Литвин играет дважды в неделю:
«Когда выхожу на поле, стараюсь отключиться от дел, почувствовать стихию, коллектив и нацеливаюсь на ворота соперников. Иногда, правда, настолько тяжелые мысли одолевают, такие переполняют эмоции, что игра не идет. Я люблю коллективные виды спорта, где есть чувство локтя: футбол, волейбол. Мне кажется, индивидуальные виды предназначены для людей более эгоистичных».
А относительно недавно Владимир Михайлович признался, что живет как в аквариуме, потому что, во-первых, все время под прицелом камер и журналистов, а во-вторых, потому что дома все время молчит. Мол, семья ему не мешает жить, а он в ответ не мешает жить семье.
Устал Литвин и все время ходить с охраной. А в кино вообще не был лет эдак 20.
Фальсификация истории
Главная проблема Литвина – попадание во второй тур. В этом единодушны украинские эксперты.
Как заявил газете ВЗГЛЯД руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, «Литвин действительно может выиграть выборы, если окажется во втором туре. Но попасть ему туда будет крайне сложно». «Фактически у Литвина будут шансы только в том случае, если вдруг кто-то из «большой тройки» либо не будет участвовать в выборах, либо если вдруг по каким-то причинам резко обвалится рейтинг не одного, а двух участников этой тройки – Янукович, Тимошенко, Яценюк. Вот тогда у Литвина могут появиться шансы. А на сегодня эти шансы чисто теоретические», – замечает он.
С Фесенко согласен и Дмитрий Выдрин, который считает, что если избирательная кампания будет развиваться по стандартному сценарию, то шансов у спикера стать президентом нет. «Сегодня рейтинг Литвина в районе 2%. Вот в 2% я и оцениваю шансы, потому что я не верю в возможность превратить 2% в 52%», – заявил он в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
«Литвин, так же как и Янукович, и Юлия Тимошенко, – это человек, который уже известен, это не новая фигура. А стартовые позиции у них абсолютно разные. И даже если по мере приближения к голосованию его рейтинг возрастет, то он никак не догонит рейтинг ведущих игроков», – резюмирует эксперт.
Другой вопрос – идеологическая платформа, с которой Литвин планирует нырять в омут гонки. Понятно, что не обойдется без позиционирования себя как «компромиссной фигуры» и миротворца, хотя чаще всего Литвина называют именно «пророссийским политиком». И у него действительно неплохо получается находить общий язык с Москвой.
Кроме того, в рамках этой кампании подход Ющенко к пониманию истории явно станет объектом критики со стороны историка Литвина. Он уже неоднократно отмечал, что «нужно изучать историю, но не за счет выпячивания отдельных вопросов, желания понравиться определенной части украинцев». «Наша продукция не выдерживает конкуренции на внешних рынках, продукты сельского хозяйства – в России, а нам рассказывают о голодоморе. Давайте оставим это в истории», – заявляет Литвин.
Не согласен глава парламента и с попытками вмешательства Ющенко в дела церкви. По словам спикера, «единая православная поместная церковь стала бы благом для Украины. Но попытка ее административно создать – большое зло. Это может только углубить раскол православия. Единство церкви – дело верующих, дело церквей и их иерархов».
Наконец, по мнению Литвина, у Украины должно быть несколько поясов безопасности, а не одно лишь НАТО. «Первый и главный – это внутренняя стабильность, адекватность руководства, экономическое и социальное могущество страны. Второй пояс стабильности – это добрые отношения с соседями. Третий пояс – это участие в тех международных образованиях, которые добавят в плане обеспечения стабильности и будут способствовать разрешению внешнеэкономических, внешнеполитических интересов Украины», – пояснил спикер в одном из интервью, подчеркнув, что если «мы будем слабым государством, то нам костыли в виде НАТО не помогут». Текст: Иванна Янина,
| |
|
Всего комментариев: 0 | |